Когда для ремонта автомобилей по ОСАГО начнут применять б/у запчасти
Союз автостраховщиков России провел исследования по применению в ходе ремонта автомобилей по ОСАГО запчастей, бывших в употреблении. Сегодня из-за длительного ожидания новых запчастей для ремонта машин компаниям приходится постоянно переносить сроки или вовсе отказывать клиентам. Переход на применение запчастей, бывших в употреблении, позволит значительно сократить время починки и уложиться в срок, который устанавливается на законодательном уровне.
Какие бывшие в употреблении запчасти будут использовать в ремонте по ОСАГО?
Для того, чтобы выяснить, не опасно ли использовать б/у детали в ремонте машин, страховщики обратились в НИИАТ (Научно исследовательский институт автомобильного транспорта). Именно результаты этого исследования будут заложены в основу законодательной базы. Сами же страховщики не первый год лоббируют вписание бывших в употреблении деталей в ремонт по ОСАГО. Такие предложения до последнего времени вызывали негативные комментарии, но вскоре ситуация может кардинально измениться.
Полный список деталей которые можно будет использовать для починки машин по ОСАГО будет опубликован только после того, как исследования, проводимые НИИАТ, завершаться. Пока обсуждаются лишь наиболее востребованные в ремонте кузовные элементы - капот, крылья, бампера, двери. При этом страховщики отмечают, что есть ряд деталей, которые однозначно будут устанавливаться на автомобили только в новом состоянии. Речь идет о любых деталях которые могут влиять на безопасность автомобиля. В числе компонентов автомобилей, которые запрещено повторно устанавливать: ремни и подушки безопасности, устройства блокировки руля, сиденья со встроенными ремнями и подушками безопасности, системы, предназначенные для последующей обработки выбросов, иммобилайзеры, глушители, блоки электронного управления.
К концу лета 2024 года НИИАТ должен разработать основные положения по использованию б/у деталей. При этом должен появиться полный перечень конкретных агрегатов и узлов, применение которых допустимо в ходе ремонта автомобилей.
На деле же применение восстановленных запчастей в нашей стране практикуется уже давно. Но для того, чтобы повысить прозрачность данного рынка и гарантировать безопасность необходимо, чтобы участники предоставляли открытую информацию об идентификационных признаках и происхождении компонентов. Планируется, что появится специальный реестр поставщиков компонентов.
Когда изменения будут внесены в Закон об ОСАГО?
Поправки в Закон об ОСАГО будут внесены по результатам исследования. Все проработанные инициативы будут обсуждаться не только на площадках экспертного совета. РСА также планирует провести опрос по нововведениям среди граждан. На данный момент страховщики ориентируются на опросы прошлых лет. Ранее переход на бывшие в употреблении запчасти для сокращения сроков ремонта поддержали 73% автомобилистов. Это подтверждает исследование Финансовый университет при правительстве РФ, проводимое в 2022 году.
Одновременно с этим страховые компании обещают улучшение качества сервиса по ОСАГО. При этом появится возможность сократить предпосылки мошенничества в этой сфере, так как мошенники ориентируются в первую очередь на получение денег, но не на ремонт авто. Простой автомобилей на СТО из-за отсутствия деталей для ремонта также сократится. Стоит учитывать и экологические преимущества: снижение потребления энергии и первичных ресурсов.
Поддерживают ли российские автомобилисты ремонт б/у запчастями?
Группа ОНФ “Защита прав автомобилистов” провела на данную тему собственный опрос, по данным которого 84% опрошенных автомобилистов готовы к применению восстановленных запчастей в процессе ремонта по ОСАГО. Такое же количество автовладельцев готовы использовать подержанные детали в ходе ремонте без привязки к ОСАГО. Получается, что по достижении автомобилем определенного возраста, владельцы начинают спокойно относиться к применению бывших в употреблении запчастей. Отчасти это связано с наличием проблем с поставками автодеталей из-за санкций и ограничениями по срокам ремонта по ОСАГО.
Как отмечают эксперты, в настоящее время ремонт по страховке почти отсутствует. Хотя каждый второй автомобилист, попавший в ДТП, хочет, чтобы ремонтом его автомобиля занималась страховая компания. Сейчас автовладельцы не получают тот сервис, на который рассчитывают. Им хочется отвезти машину на какое-то время на СТО, а потом забрать уже на ходу. При этом ремонт должен быть сделан новыми запчастями. Использование же подержанных деталей необходимо согласовывать с автовладельцем. Автомобилисты категорически против применения б/у деталей в ходе ремонта системы рулевого управления и тормозной системы. По ремонту ходовой части автомобилисты разделились на два лагеря. Одни против ремонта КПП и моторов подержанными запчастями, так как там есть ряд нюансов, которые нельзя не учитывать. В целом же владельцы старых автомобилей не против ремонта с применением б/у деталей. При этом должны быть соблюдены следующие условия: на это должен дать согласие сам владелец авто, запчасть должна быть продемонстрирована владельцу, на запчасть должна быть предоставлена гарантия минимум на один год, срок ремонта при этом должен быть сокращен. Владельцы дорогих и новых автомобилей относятся к ремонту с применением б/у деталей крайне отрицательно.
Возможные риски
По мнению экспертов, применение в ходе ремонта по ОСАГо б/у запчастей несет целый ряд угроз безопасности и рисков. Поэтому реформа должна быть проработана максимально тщательно. Страховое лобби должно идти только через внесение поправок в ТР Таможенного союза 018/2011. Именно этот документ является определяющим для всех этапов жизни автомобиля, кроме использования бывших в употреблении запчастей и утилизации авто. До сих пор нет ясности в том, какие б/у запчасти можно использовать для ремонта, кто может заниматься их восстановлением, в каком порядке это должно происходить.
Эти параметры должны быть описаны в ближайшее время. В противном случае, есть риск того, что страховым СТО будет разрешено ставить на ремонтируемые автомобили подержанные тормозные колодки, бамперы, собранные из нескольких частей, подушки безопасности, имеющие неясное происхождение. Для получения выгоды СТО будут использовать самые дешевые детали. Также возможно снижение страховых выплат что связано с применением подержанных деталей. Как отмечают специалисты, нельзя использовать б/у деталь, пока не будет понятно, что она 100% имеет легальное происхождение.
Минпромторг уже отреагировал на инициативу по введению использования б/у запчастей в ремонт по ОСАГО, обозначив необходимость внесения соответствующих поправок в технические документы.